vitas1917 (vitas1917) wrote,
vitas1917
vitas1917

Categories:

Дядюшка Оскар

Несмотря на американское происхождение "Оскара", "родителем" его был эмигрант из России - Лазарь Мейр, в историю мирового кино навсегда вошедший как Луис Майер - первый среди всемогущих продюсеров "золотого века Голливуда", король легендарной студии "Metro-Goldwyn-Mayer" (MGM), "великий и ужасный" маленький человек, тихий голос которого мог напугать больше, чем рев диких зверей.
Как бы ни относились к Майеру историки кино, как личностью и деловым человеком им нельзя не восхищаться. Свой Олимп он воздвигнул себе сам: чутьем, деловой сметкой, амбициями и феноменальной работоспособностью.
Родители маленького Лазаря, родившегося в 1885 г. в Минске, были людьми зажиточными и уехали в Нью-Йорк не столько на поиски новых горизонтов, сколько спасаясь от погромов, участившихся в России в 90-х гг. XIX в.
Вскоре Якоб Майер понял, что в таком крупном городе пробиться будет сложновато, и переселился в Сент-Джон. Он торговал вразнос, занимался металлоломом; семья скатилась к отчаянной бедности.
Луис начал работать еще подростком - и быстро обнаружил в себе то, чего не хватало отцу: деловую сметку и организаторский талант.
Через полгода он уже руководил двумя сотнями рабочих. Но все документы подписывал отец: Луис был еще несовершеннолетним. Отец же назвал компанию "Майер и сыновья", присвоив себе и ее, и все заслуги сына; это на всю жизнь испортило их отношения.
В 19 лет Луис оставил фирму и уехал в Бостон. Причиной тому была любовь. Случайная знакомая, которой он пожаловался на одиночество, показала ему фотографию любимой племянницы, Маргарет Шенберг.
Чрезвычайно романтичный Луис был пленен и, сняв комнатку в Бостоне, начал ухаживать за девушкой, которой даже не был представлен.
Задача была нелегкая: Шенберги были людьми с претензиями. Отец девушки считал, что Майер "недостаточно хорош для них". Но и в любви, как и во всем остальном, Майер не отступал, и через полгода состоялась свадьба.
Маргарет была классической еврейской женой - она восхищалась мужем, заботилась о нем и верила в него. Впрочем, энергия и смекалка ее мужа поражала воображение.
Бедняк, приехавший в Бостон без гроша в кармане и работавший "шестеркой" в каком-то кинотеатрике, внезапно загорелся идеей взять в аренду одну из "киношек" - и добился этого.
Правда, кинотеатрик, деньги на который Майеру, скрипя зубами, одолжил тесть, был дырой, в которой крутили только низкопробное кино. Майер потратил последние деньги на то, чтобы привести его в божеский вид, и разработал "ориентированную на семью" политику, к которой должны были проникнуться доверием добропорядочные жители городка. Через полгода кинотеатр стал самым модным - и самым доходным развлекательным заведением городка.
Луис не собирался останавливаться на достигнутом. На полученные деньги он продолжал скупать кинотеатры, и через несколько лет уже владел самой большой сетью кинотеатров в Новой Англии. Но теперь Майеру мало было прокатывать фильмы: он хотел сам их производить.
Правда, денег, чтобы создать собственную студию, было недостаточно. Но Луису повезло: фильм "Рождение нации" Д.У. Гриффита, выкупленный для проката буквально за копейки, имел такой бешеный успех, что сделал Майера и других прокатчиков миллионерами.
Луис увидел в этом знак Божий - и в 1914 г. основал студию "ALCO", переименованную вскоре в "Луис Б. Майер продакшн инкорпорэйтид". Нельзя сказать, чтобы эта студия сразу заняла лидирующее положение, но дела ее шли неплохо. Особенно, когда, осознав, что будущее кино - за Голливудом, Луис перенес ее в Лос-Анджелес.
В начале 20-х гг., когда акции Майера в Голливуде котировались уже достаточно высоко, богатейший финансист из Нью-Йорка Маркус Лоев предложил ему "сделку века": объединить свою фирму с приналежащей Лоеву "Метро" и еще одной преуспевающей кинокомпанией "Сэмюэл Голдэн пикчерс".
Как бизнесмен, Луис мгновенно оценил всю гениальность этого проекта: сойдясь вместе, три "кита", одним своим весом смогли бы задавить плавающих рядом мелких "рыбешек"-конкурентов.
А чтобы у Майера не осталось никаких сомнений в необходимости слияния, Лоев предложил ему "карт-бланш": место вице-президента в новой компании с неограниченными полномочиями и правом на "последнее слово".
Утвердившись в новой должности, фактический глава студии занялся самым важным в своей жизни делом: превращением MGM в самую прибыльную, самую могущественную, самую "звездную" корпорацию. И ему это удалось.
Скрипя зубами, остальные компании признавали лидерство MGM. Она выпускала больше всех фильмов в год, на нее работали больше всех людей, в ее активе были самые дорогие "звезды" - Грета Гарбо, Джон Гилберт, Норма Ширер, Кларк Гейбл, Роберт Тейлор, Фред Астер... "В MGM больше "звезд", чем на небе" - писали газеты, и эту фразу Майер с гордостью повторял до конца жизни.
Как-то январским вечером 1927 г., ужиная с друзьями, Майер посетовал, что хотя кино существует уже более тридцати лет и за это время достигло больших успехов, нет организации, которая фиксировала бы этапы его развития, занималась общими кинематографическими проблемами, - в общем, была для кино "родной матерью".
Едва эта мысль была высказана, как за ней родилась другая: создать такую организацию, выбрать ее председателя, обозначить сферы деятельности, вручать ежегодные призы...
Майер развил бурную деятельность, и через несколько дней после исторического ужина, 11 января, в лос-анжелесском отеле "Амбассадор" актер Дуглас Фэрбенкс, которому Майер предложил пост президента, объявил о создании Киноакадемии, библиотеки при ней и учреждении ежегодных премий за достижения в области кино.
Но воплощать в жизнь идею с наградами никто не торопился: всех - начиная с Майера - больше занимало создание библиотеки (потом ее назовут его именем), архива и прочие организационные вопросы. До премий дело дошло только в 1929 г.
Главный художник MGM набросал внешний вид награды, скульптор Джордж Стенли изготовил первую статуэтку. Первая церемония награждения состоялась 6 мая 1929 г. и была похожа скорее на домашнюю вечеринку. За неделю двадцать судей выбрали претендентов в каждую номинацию, а уже на самой церемонии пять мэтров кино выбирали из них самых достойных.
Майер понимал, как важно для Академии общее признание, вера в ее объективность, и поэтому стерпел, когда специальными призами наградили его конкурентов "Уорнер Бразерс" (за первый звуковой фильм) и раскланялись с его заклятым врагом Чарли Чаплиным, вручив ему специальную премию "за гениальность сценариста, актера, режиссера и продюсера".
В дальнейшем дороги Майера и Киноакадемии разошлись, но босс MGM никогда не отказывал детищу в своей поддержке. Он вел третью церемонию награждения, шефствовал над архивом и библиотекой.
Впервые слово "Оскар" было использовано на шестой церемонии вручения премии, уже без него - в 1935 г. По одной из версий, премия получила эта мужское имя с легкой руки библиотекаря Академии Маргарет Геррик, которая как-то заметила, что статуэтка похожа на ее дядю Оскара.
По другой так ее назвала одна из известных американских актрис Бетти Девис. До этого статуэтку называли по-разному: Золотая награда, Статуя за заслуги и даже Железный человек.
Вес статуэтки около 3 кг, а длина ее составляет 34 см. Оскар делается из меди, никеля и серебра, а сверху покрывается 24-каратным слоем золота. Оскары, которые вручались во время Второй мировой войны, были сделаны из гипса, т.к. металл был в дефиците.
За всю историю премию Оскар отменяли всего три раза: в 1938 г. во время наводнения в Лос-Анджелесе, в 1968 г. после убийства Мартина Лютера Кинга и в 1981 г. после покушения на Р.Рейгана.
Лидером по количеству "Оскаров" был и остается Уолт Дисней: он получит 26 "Оскаров" из 64, на которых номинировался.
Самое большое количество Оскаров, полученное одним фильмом, - 11. Таких фильмов всего три: "Бен Гур" (1959), "Титаник" (1997) и "Властелин колец: возвращение короля" (2003). Последний является единственным фильмом в истории Киноакадемии, который получил все Оскары, на которые номинировался.
В истории премии только три фильма получили полный комплект Оскаров - за лучший фильм, актера, актрису, режиссера и сценарий: "Это случилось однажды ночью" (1934), "Пролетая над гнездом кукушки" (1975) и "Молчание ягнят" (1991).
Любопытно, что в истории премии было две немых картины, ставших призерами в номинации "Лучший фильм". Первой стала картина "Крылья" Говарда Хьюза (1929), а второй - "Артист" (2012).
А что же Майер? Поиграв немного "в Академию", он с удвоенной энергией вернулся к делам студии. У Майера было безошибочное чутье на вкусы публики. Не хуже разбирался он и в людях: весь персонал - от "звезд" до секретарей - Майер подбирал сам.
"Студия "MGM" напоминала сказочную школу, где нет выпускного класса, - вспоминала Кэтрин Хепберн, - платили там маловато, но зато мы были защищены".
У студии были самые дорогие и лучшие юристы, журналисты, медики, и, что не афишировалось, негласная договоренность со студиями-конкурентами. Если та или иная "звезда" пыталась вырваться из "рая", ей мягко намекали, что нигде больше в Голливуде она работы не найдет.
Майер не терпел неуважительного отношения к порядкам студии или к себе лично, и с нарушителями мог быть безжалостен. Суперзвезда 20-х Джон Гилберт нахамил боссу "MGM" - и услышал в ответ: "Джон, мне это обойдется в миллион, но я сделаю тебя безработным". "Звезды" стали ходить по струнке.
"Королю Голливуда" Кларку Гейблу стоило только заикнуться, что он не хочет играть в "Унесенных ветром", как Майер поставил его на место вопросом: "А нищим ты стать хочешь?" Гейбл молча вернулся на съемочную площадку.
Не менее суровым босс MGM был и в частной жизни. Он обожал свою семью - и любя, бесконечно, до тирании, опекал ее. Сам же Майер, несмотря на обилие красавиц в "MGM", долгое время был прекрасным семьянином.
Проблемы начались только когда его жене врачи запретили выполнять супружеский долг. В конце концов, он развелся и снова женился - на приятной женщине средних лет - Лорене Лейсон.
В 30-40-е гг. консерватизм Майера и MGM как нельзя лучше соответствовал мироощущению американцев, что приносило студии огромные доходы. Но с начала 50-х взгляды изменились, и политика "MGM" многим стала казаться устаревшей.
Этим воспользовались молодые помощники "короля Луиса", которые в результате серии интриг в 1951 г. выжили его из заветного кресла.
Остаток жизни (а Майер был уже болен лейкемией, которая в 1957 г. свела его в могилу) бывший босс MGM тщетно пытался вернуть хоть крохи своего былого положения.
За него отомстило время: студия, которую при нем называли Лучшей, постепенно разорилась, пришла в упадок, и сейчас не входит даже в первую десятку крупнейших американских кинокомпаний.
Другое же детище Майера - Киноакадемия - живет и процветает, а ее награда - "Оскар" - с каждым годом становится все весомее и популярнее. Майер, кстати, на склоне лет тоже получил статуэтку - "за неоценимый вклад в киноискусство".
И значимость этого вклада оспорить трудно. Ну, посудите сами: за что боролись бы в Голливуде, не будь у них "Оскара"?http://ru.echo.az
Tags: тайны прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments