vitas1917 (vitas1917) wrote,
vitas1917
vitas1917

Categories:

Перуанская загадка

За шестьдесят лет изучения геоглифов Наски и Пальпы ученые выдвинули множество гипотез о происхождении и назначении изображений, но приблизиться к разгадке феномена пока не удалось"За много веков до возникновения государства инков на южном побережье Перу был создан уникальный исторический памятник, не имеющий равных во всем мире и предназначенный для потомков. По размерам, законченности форм и проработке деталей его можно сопоставить разве что с египетскими пирамидами", - написала о загадочных изображениях на плато Наска Мария Райхе, немецкая исследовательница. Об этом памятнике сегодня знает практически каждый. Ученые уже почти тридцать лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена: большинство линий и рисунков в пустыне Наска были созданы в течение примерно тысячи лет - с 3 века до н.э. по VIII век н.э. Пожалуй, это - едва ли не единственный факт, не вызывающий сомнений ни у кого из ученых. А вот вопросы: кем, как и зачем они создавались, пока не нашли окончательного ответа.

Ученые считают, что загадочные изображения на плато Наска создали индейцы племени Наска. Наска - древняя цивилизация индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет ее относится к I тысячелетию нашей эры. Сама Наска - маленькое селение, раскинувшееся на пустынных плоскогорьях южного побережья Перу почти посредине между городами Писко и Мольендо.
Данные о возрасте изображений были получены по результатам радиоуглеродного датирования образцов керамики и остатков деревянных кольев, найденных на линиях рисунков. Из чего и был сделан вывод, что геоглифы были сделаны индейцами этой культуры примерно 1500 лет назад. Однако такой вывод является слишком поверхностным и неубедительным. Наличие остатков керамической посуды индейцев Наска свидетельствует лишь о том, что они посещали это плато, возможно, даже проводили на нем какие-нибудь обряды. Но не более того. Точно так же наличие рекламы компании "Азерсель" на здании кинотеатра "Азербайджан" отнюдь не свидетельствуют в пользу того, что кинотеатр был построен этой компанией.

Как выяснилось совсем недавно, впервые линии на плато Наска были упомянуты в одной испанской хронике 1547 года, где они названы "путеводными указателями для странников". Потом на протяжении четырех столетий о загадочных линиях Наски практически никто не знал. Наблюдение с поверхности земли или с небольших гор, окружающих плато, не давало четкого представления ни о масштабах древних творений, ни об их замысле. Неудивительно, что строители Панамериканского шоссе, проводя дорожные работы на плато, уничтожили фрагменты некоторых линий, знаков и рисунков, даже не подозревая об этом - они их просто не видели. Так, например, дорожники просто разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, безвозвратно уничтожив часть рисунка.
Поражающие воображение рисунки были вновь открыты в 20-х годах ХХ века, когда над пустыней Наска начали летать пассажирские самолеты. С тех пор ученые всего мира безуспешно пытались разгадать значение таинственных символов. В 1994 году рисунки на плоскогорье были объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первым исследователем, обнаружившим линии и рисунки Наски в 1927 году, был Торибио Ксесспе. Но планомерное изучение этого феномена началось лишь в 1946 году и связано оно в первую очередь с именем выдающегося энтузиаста и исследователя, немецкого ученого Марии Райхе, цитатой из трудов которой я начала эту статью, и которая посвятила изучению Наски более сорока лет своей жизни. Поселившись в городе Наска в 1946 году, она вплоть до своей смерти в 1998 году занималась исключительно изучением загадочных рисунков Наски. Именно благодаря ее усилиям вся территория плато была объявлена национальным археологическим парком и взята под охрану государства.
Плато Наска или Наска Пампа, как его называют в Перу - это пустынное ровное место, расположенное на высоте 800 метров над уровнем моря и изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу города Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, поражает своими размерами: она протянулась более чем на 50 км с юга на север и на 5-7 км с запада на восток.

Изображения, сделанные на поверхности земли, ученые называют геоглифами. Здесь их насчитывается более тринадцати тысяч! Самые распространенные геоглифы - это линии и геометрические фигуры. Их около семисот штук, это прежде всего треугольники и трапеции, спиралей ученые насчитали около ста. Эти геоглифы и являются самой главной загадкой плато Наска, потому что хорошо известных рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем не много - чуть более тридцати, они составляют всего лишь 0,2% от общего числа изображений.
Кстати, рисунки животных, птиц и других существ разбросаны не по всему плато, а расположены на ограниченной территории шириной около 5 км, примыкающей к долине реки Инхенио. Рисунки настолько точны, что среди птиц достаточно легко идентифицированы колибри, пеликан, попугай и кондор. Среди животных - собака, ламы, кит и обезьяна. В изображении обезьяны можно узнать длиннохвостую макаку. Любопытно, что этот вид приматов обитает в сотнях километров от пустыни Наска, в джунглях к востоку от Анд. Этот рисунок имеет длину в 60 м, но из хвоста обезьяны линия рисунка, не прерываясь, переходит в сложную зигзагообразную, а затем синусоидальную фигуру. Любопытно и то, что рисунок обезьяны имеет по три пальца на ногах и неравное количество пальцев на руках: пять на одной и четыре на другой. Это можно было бы счесть за произвол "художника", оставившего данное изображение, если бы не еще один геоглиф, расположенный неподалеку. Это так называемые "руки" - странный, достаточно абстрактный рисунок, в котором можно узнать пару рук: одну пятипалую, другую - четырехпалую. Это свидетельствует о том, что нам просто не доступна система символов, заложенная в изображениях комплекса Наски.

Размеры рисунков различны. Например, паук имеет в длину 46 м, кондор - 110 м. Самый крупный рисунок - это странная птица со змеевидной идущей зигзагом шеей и вытянутым тонким клювом, составляющем половину всей длины рисунка. Размер этого изображения превышает 250 м.
Нанесены эти изображения - и линии, и фигуры, и рисунки - достаточно простым, как кажется на первый взгляд, способом: они просто вырыты в поверхности пустынного плато. То есть и рисунки, и линии, и фигуры являются просто канавками в песчано-галечном грунте. Нижний слой почвы - более светлый по сравнению с верхним. Этого оказалось достаточно, чтобы линии были видны, особенно с высоты птичьего полета. Хотя с высоты человеческого роста цвет грунта внутри изображений ничем не отличается от цвета поверхности окружающей пустыни. Любопытно и другое: многие изображения сверху выглядят не как углубления в поверхности, а как выпуклые, т.е. насыпные изображения.
До наших дней древние изображения дожили потому, что об их сохранности позаботилась сама природа. Дело в том, что это плато относится к самым сухим областям планеты. Дожди выпадают здесь в среднем лишь раз в два года и продолжаются не более получаса. А теплый слой неподвижного воздуха, образующийся над почвой, защищает рисунки от разрушительного действия ветров.

Сама почва тоже очень любопытна: единожды проехавший по плато автомобиль навсегда оставляет следы колес. Поэтому сегодня территория плато тщательно охраняется, а за порчу рисунков, даже неумышленную, грозит тюремное заключение сроком до 5 лет или штраф до 30 000 долларов. Но вот что удивительно: при такой "нежной" почве и наличии огромного количества геоглифов на плато практически отсутствуют следы троп. А если люди выполняли земляные работы по изготовлению полос в несколько десятков метров шириной и длиной в сотни метров и даже километров, то где следы ног многочисленных рабочих, которые должны были натоптать огромное количество тропинок, по которым они ходили на эти земляные работы? Тропинки можно найти на склонах холмов, где бывали раньше, до организации заповедника, местные крестьяне. Но никаких троп, которые должны были быть оставлены тысячами ног строителей, на самом плато Наска не обнаружено. И их отсутствие целиком опровергает предположение, что эти изображения были исполнены в виде простых землекопных работ.

Есть и еще одна загадка, которая встанет перед каждым умеющим логически мыслить человеком: куда делись тысячи кубометров вынутой породы? Ведь изображения, представляющие собой неглубокие траншеи, не имеют по своим сторонам отвалов из вынутого грунта. Он что, был тщательно развеян по всей поверхности пустыни? Или увезен за ее пределы? На чем? Как? Это же огромное количество грунта! Ведь глубина линий колеблется от 10 до 30 см. Ширина одних составляет 15-20 см, других - около полуметра, а третьи напоминают по длине и ширине взлетно-посадочные полосы аэродромов, их ширина достигает ста метров, а в одном случае - даже 200 м. Большинство из них имеет длину в сотни метров, но есть линии длиной до восьми и даже десяти километров. Трудно даже представить себе, сколько вынуто грунта!

Примечательно, что каждое изображение - контурное, выполнено одной непрерывной линией, которая, изгибаясь, образует рисунок, оканчиваясь почти в той же точке, где и начиналась. Единая линия каждого изображения нигде не прерывается и не пересекает саму себя. Поражает также точность прокладки линий. Среднее отклонение по направлению не превышает двух с половиной метров на один километр, т.е. составляет 0,1%. Удивительно то, что современные геодезические методы не позволяют провести на пересеченной местности прямую линию длиной до восьми километров так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кем бы они ни были, это сделали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ. При этом линии многократно пересекают друг друга, полосы накладываются на рисунки, геометрические фигуры пересекают полосы. Это говорит о том, что плато Наска покрывалось изображениями не единовременно, а в несколько этапов. Но при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними. Как это возможно, непонятно, ведь когда одна "траншея" пересекает другую, она должна уничтожить границы предыдущей. Но в Наске этого не происходит.

Надо сказать, что плато Наска - вовсе не единственная территория в Перу, покрытая такими геоглифами. Всего в десяти километрах от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков. Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но геоглифы в Пальпе гораздо разнообразнее и больше по размерам. Как и в Наске, на плато в Пальпе подавляющая часть изображений - это полосы и линии. Полосы могут раздваиваться, менять свое направление под прямым углом, переходить в треугольники. В Пальпе и была обнаружена полоса шириной в 200 м. Здесь есть линии гораздо более протяженные, чем в Наске. Размер самой длинной из них, по сообщениям некоторых ученых, достигает 23 км!
Кроме того, комплекс Пальпы значительно отличается своим необычным рельефом. Если плато Наска представляет собой огромное пустынное плоскогорье, то Пальпа - это множество невысоких холмов, длинными языками уходящими на равнину, а по их плоским вершинам тянутся широкие рукотворные полосы и линии. Вершины некоторых холмов будто срезаны гигантским ножом, настолько плоской и выровненной является их поверхность. Как и в Наске, здесь полосы и линии тоже пересекают друг друга и накладываются одна на другую, что говорит о разном времени нанесения рисунков.

Если на плато Наска известен лишь один рисунок, изображающий человекоподобное существо (т.н. "астронавт", расположенный на склоне небольшого холма и достигающий высоты 30 м), то на плато в Пальпе находится около десятка изображений человеческих существ. Выполнены они в различной "художественной" манере и с различной степенью сложности. И по размерам они тоже значительно различаются. Сходство только одно: все рисунки человекообразных существ расположены на склонах холмов, а не на горизонтальной поверхности плато. Почему я употребляю термин "человекоподобные существа", а не "люди"? Потому что они отдаленно напоминают людей, имеют странные головные уборы в виде шляпы, перьев или даже нечто похожего на округлый шлем. Кроме того, в Пальпе тоже есть несколько изображений животных: кита (или касатки), птиц, похожих на кондора, различных млекопитающих.

Самое главное, что отличает изображения Пальпы от изображений Наски, так это наличие нескольких геометрических фигур, поражающих своей сложностью и математической стройностью пропорций. Прежде всего это рисунок, который местные называют "звезда", хотя больше всего это похоже на традиционную индийскую мандалу. Рисунок представляет собой сложнейшую композицию, авторы которой явно не стремились создать геометрический рисунок, играющий роль лишь просто орнамента. Все ученые сходятся во мнении, что это изображение несет в себе конкретную информацию, зашифрованную в соответствии с неким кодом. "Звезда" - это три круга, два малых и один центральный большой. Эти круги линиями соединены друг с другом в единую композицию, общий размер которой в длину достигает примерно километра. Центром этой композиции является правильная восьмиконечная звезда, составленная из двух наложенных под углом 45 градусов друг к другу квадратов. В "звезду" вписан двойной круг, в центре внутреннего круга расположены два пересекающихся прямоугольника, дающие в наложении еще один квадрат, а внутри него - звезда из шестнадцати лучей.

По всему рисунку в точках пересечения составляющих композицию геометрических фигур расположены круглые лунки. Любопытно, что окружности малых колец, расположенных по бокам центрального круга, выполнены не линией, а цепочками таких же лунок. В центрах этих малых колец изображены восьмиконечные звезды. Не вызывает сомнения, что рисунок "звезды" является одним из ключевых во всем комплексе Пальпы, вот только его смысл остается от нас скрытым. Но даже на неискушенный взгляд видна строгая геометрическая закономерность в построении всех их изображений. Американский исследователь Джеральд Хоукинс назвал такие рисунки на двух плато "адом замороженной математики". Единственная аналогия данному изображению, которая приходит в голову, - это хорошо известные "круги" на полях, такие же математически строгие и несущие недоступную нам информацию. Кстати, летом 2001 года в Англии был зафиксирован и сфотографирован "зерновой круг", практически полностью повторяющий "звезду" плато Пальпы.

"Звездой" загадки плато Пальпы не заканчиваются. Другое не менее загадочное и не намного более простое изображение находится всего в километре от нее. Местные гиды называют этот рисунок "солнечными часами", полагая, что изображение использовалось для наблюдения за солнцем. Они утверждают, что в определенные дни, например, в дни солнцестояния, лучи светила ложатся по основным осям рисунка. (Правда, как они видят эти "лучи" - непонятно). Центром композиции является двойная спираль или лабиринт, от которого в две стороны уходит зигзаг из шести осциллирующих линий. Рядом с "солнечными часами" расположен целый комплекс полос и линий, которые в кажущемся беспорядке пересекают друг друга. У одного из концов этого рисунка расположено маленькое изображение человеческой головы с двумя высокими рогами или перьями, а под ним - извивающаяся змея. Изображения змеи не известны более нигде - ни в Пальпе, ни в Наске, хотя мотив извивающейся змеи очень типичен для древних индейских культур Перу.
Есть в Пальпе и еще одно загадочное изображение - прямоугольная "таблица", расположенная на вершине невысокой горы. Она состоит из пересекающихся линий: тридцать шесть поперечных и пятнадцать продольных. При этом линии не являются сплошными, а состоят из небольших прямоугольных лунок, идущих пунктиром, и образуют таким образом таблицу из множества крестиков. Удивительно, но с воздуха этот рисунок гораздо более заметен, так как вся "таблица" блестит, как будто бы она сложена из сланцевых пород, хотя сланцев там нет. Рядом с "таблицей" расположен целый пучок тонких линий, перекрывающих большой рисунок человека. А поверх линий нанесено изображение круга, состоящего из восьми маленьких квадратов. Получается, что данный комплекс рисунков был выполнен неизвестными древними мастерами как минимум в три приема. Зачем - непонятно. Ведь на плато достаточно места, чтобы нанести новые изображения на свободном пространстве.

Любопытно, что если о Наска Пампа было известно с 20-х годов, то геоглифы на плато Пальпа стали известны широкой публике лишь после публикаций Эриха фон Дэникена в начале 90-х годов. Удивительно, но факт: Мария Райхе в своих работах не упоминала о соседнем плато, хотя не знать о нем она не могла.
Но плато Пальпа не ограничивается территорией, где найдены геоглифы. Примерно в полутора сотнях километров к северу от Наски в провинции Писко расположен полуостров Паракас. Сейчас там располагается национальный заповедник, занимающий территорию более чем в 335 тысяч гектаров. Он известен своими фантастическими песчаными дюнами и многообразием животного мира, прежде всего морской фауны. В то же время этот полуостров является одним из самых богатых археологических районов Перу. В 1925 году перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил в песках полуострова два могильника неизвестной культуры. В 1927 году был найден третий могильник. Оказалось, что все они вместе составляют огромный город мертвых, который получил название Некрополь Паракаса. В ходе длительных раскопок здесь были обнаружены 429 мумий, которые располагались в грунтовых могилах и в пещерных захоронениях. На основании этих находок исследователи выделили самостоятельную археологическую культуру, назвав ее "культурой Паракас". Особенности почвенных условий полуострова привели к тому, что в древних захоронениях тела подверглись естественной мумификации. Но не это главное. Этот полуостров известен благодаря огромному геоглифу, расположенному на покатом склоне песчаной дюны, "смотрящей" в открытый океан. Это так называемый "канделябр" или "трезубец", довольно сложная геометрическая фигура высотой в 120 м. С океана ее видно на расстоянии более 10 км. Поэтому исследователи почти единодушно полагают что это, своего рода маяк-указатель для древних мореплавателей.

Считалось, что этот геоглиф - единственный на полуострове. Однако недавно благодаря космической фотосъемке в песчаных дюнах полуострова были обнаружены и другие геоглифы. Это оказались не широкие полосы и не геометрические фигуры, а сложные комбинации из узких, не очень длинных линий и множества округлых ям, расположенных в определенной последовательности. Их предназначение непонятно, ученые пока не выдвинули по этому поводу каких-либо гипотез, хотя гипотез по поводу других рисунков предостаточно.
Есть и еще один удивительный геоглиф. Он расположен недалеко от долины Писко, на плато Кахамаркилья. Это странная полоса шириной примерно в 20 метров и длиной в полтора километра. Странность ее состоит в том, что эта полоса "сформирована" из почти семи тысяч округлых ямок, выбитых в скальной породе. Их рукотворное происхождение не вызывает сомнений, но местные жители даже не знали о существовании этой полосы, пока она не была сфотографирована со спутника.

Изучение рисунков на плато Наска и Пальпа осложняется тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этих плато. Американцами при помощи аэрофотосъемки были сделаны достаточно подробные карты- схемы той части плато Наска, где расположены хорошо известные всему миру рисунки животных. Но подробных планов плато Наски, а тем более Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолетов летают по стандартным маршрутам, демонстрируя туристам наиболее примечательные и понятные неискушенному взгляду рисунки. При этом они рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее не известные геоглифы. Но пилоты - это не исследователи, они не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. А некоторые местные гиды уверяют, что далее на восток от Пальпы в горах есть другие плато с аналогичными линиями и рисунками, которых никто из исследователей не видел и даже не знает о их существовании

За шестьдесят лет изучения геоглифов Наски и Пальпы учеными было выдвинуто множество гипотез о происхождении и назначении изображений, но пока еще не удалось приблизиться к разгадке этого таинственного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объем работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой Китайской стены, был выполнен с какой-то одной, чисто утилитарной целью. Ведь известно, что все грандиозные и значимые сооружения, созданные человеком, всегда преследовали конкретные, хотя иногда и не понятные нам сегодня, цели и задачи. Ученые расходятся во мнениях, зачем было создано это чудо, лишь одно мнение у них общее: макрокомплекс изображений в Наске и Пальпе отличает одна принципиально важная черта, которую можно назвать "условной скрытностью". Ведь все эти изображения могут быть увидены только с высоты птичьего полета, а, значит, эти изображения не были ориентированы на тех людей, что жили тысячи лет назад в данном регионе. Тогда для кого? Логика древних создателей этого комплекса изображений остается недоступной современным ученым. Уникальность рисунков района Наска-Пальпа-Паракас по-прежнему не находит внятного объяснения. Быть может, это своего рода огромная книга, создатели которой рассчитывали на то, что в далеком будущем люди смогут прочесть послания, написанные на универсальном языке математики?
О.БУЛАНОВА  http://ru.echo.az
Tags: тайны прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments