vitas1917 (vitas1917) wrote,
vitas1917
vitas1917

Categories:

Перуанская загадка-2

Сегодня исследователи в первую очередь сосредоточили внимание не на вопросах "как" и "для чего", а на людях, которые создавали геоглифыВ прошлом номере мы начали рассказывать об одном из самых загадочных мест на планете - о плато Наска и Пальпа. Как вы помните, отклонение при проведении прямой линии у древних загадочных художников составляло лишь 0,1%. Учеными было выдвинуто огромное количество версий, при помощи каких способов и приборов можно было добиться такой точности. Одни говорили, что индейцы использовали три колышка и веревку, другие - что что-то типа дельтапланов: с них все хорошо видно. Перуанский летчик Э.Эррано горячо защищал эту версию и утверждал, что индейцы Наски могли пользоваться дельтапланом. Подтверждение своей идее он нашел в древних мифах, легендах и даже в изображении на тканях и керамических изделиях, обнаруженных при раскопках. Что-то похожее на крыло дельтаплана нашли и среди рисунков Наски.
По странному совпадению это "крыло", получившее название "Крыло дельта", указывало на господствующее здесь направление ветра, и именно над этим местом возникала сильная восходящая струя воздуха.

Третьи говорили о сфокусированном солнечном луче, мол, с его помощью можно провести идеально прямую линию. Согласно данной версии, для этой цели служили вогнутые зеркала "тупу", изготовленные из тщательно отполированного металла: золота, серебра, меди, различных сплавов. Они были найдены в большом количестве в захоронениях в районе Наски. "Тупу" внешне напоминали глубокую тарелку эллипсоидной или круглой формы диаметром до полуметра, насаженную ребром на подставку в рост человека. Солнечный зайчик от такого зеркала был виден на расстоянии в несколько километров. Если его направляли на другое зеркало, оно буквально вспыхивало отраженным светом. В принципе, версия, как считают ученые, имеет право на существование. Но чтобы сделать окончательный вывод о возможностях вогнутых зеркал "тупу", необходимо знать их фокус или математическую формулу отражательной поверхности. Однако сведений о проведении таких исследований пока нет. Самая большая проблема - это отсутствие финансирования. Ответственность за изучение и охрану комплекса Наски в настоящее время возложена на Перуанский институт культуры в Лиме, но у него нет достаточных средств на проведение масштабных полевых исследований. Уже около десяти лет на плато работает итальянская экспедиция, но масштаб работ не позволяет надеяться на скорые результаты. Здесь необходима долгосрочная комплексная экспедиция, способная не только провести замеры изображений, но и осуществить геологические и археологические исследования, а также работу с найденными экспонатами.

Вообще экспедиций на обоих плато было немало. В апреле 2007 года группа японских исследователей из университета Ямагата обнаружила на южной оконечности плато Наска целый комплекс ранее неизвестных линий и рисунков. Их зафиксировали благодаря анализу фотоснимков с коммерческого американского спутника, полученных в марте 2006 года. Наземные исследования подтвердили данные космической фотосъемки. Новый комплекс рисунков состоит почти из сотни линий, геометрических фигур, прежде всего треугольников и нескольких рисунков животных и человека. Самая большая фигура длиной более шестидесяти метров изображает некое животное с рогами. Другая фигура изображает колибри, но этот рисунок отличается от рисунка колибри, расположенного в центре плато Наска и хорошо известного исследователям.
Японская группа под руководством профессора Масато Сакаи работает на плато Наска с 2004 года. Их задачей является картографирование и каталогизация имеющихся в Наске линий и рисунков. Ведь несмотря на более чем полувековое исследование этого выдающегося памятника древних американских цивилизаций, до сих пор не существует ни полного каталога рисунков Наски, ни подробного плана их расположения. (Что крайне удивительно! Ведь съемки со спутника достигли такого качества, что позволяют различить на земле спичечный коробок!).

За годы исследований ученые нанесли на карту лишь несколько участков центральной части плато рядом с долиной реки Инхенио, где сконцентрировано большинство рисунков животных и птиц. Это вполне понятно, поскольку столь масштабные работы могут проводиться лишь при планомерном финансировании и полноценном содействии со стороны правительства. К сожалению, федеральные власти Перу не имеют достаточных средств для реализации подобного проекта. Поэтому подавляющее большинство исследований проводятся иностранными учеными и энтузиастами-любителями.
На плато Пальпа в мае 2007 года перуанский исследователь Джони Исла и его датский партнер Маркус Рейндель, используя данные аэрофотосъемки, тоже обнаружили новые рисунки. Среди более чем пятидесяти рисунков есть изображения людей, птиц, обезьян и кошек. Они имеют размер от десяти до пятидесяти метров и расположены небольшими группами. Это отличает рисунки Пальпа от изображений Наски, где фигуры животных располагаются, как правило, поодиночке, в обрамлении линий или геометрических фигур.

До сих пор нет ни однозначных доказательств, ни веских аргументов в пользу того, что геоглифы Наски-Пальпы были выполнены представителями местных индейских культур. Наоборот, масштаб этого культурного феномена, техника исполнения линий и рисунков дают почву для самых фантастических гипотез о их происхождении. Таких гипотез на сегодняшний день известно более тридцати. Правда, ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская "чертежная доска". В основном эти гипотезы связывают гигантские изображения либо с астрономическо- календарными, либо с культовыми целями. Астрономической гипотезы придерживалась и знаменитая Мария Райхе совместно с американским ученым Полом Косоком.
В 1941 году Косок заметил, что одна из линий точно указывала направление захода солнца в день летнего солнцестояния. Это открытие и положило начало астрономической гипотезе, утверждающей, что линии Наска представляют собой гигантскую древнюю обсерваторию, отражающую наблюдения индейцев за звездами. Райхе считала, что основные линии и полосы указывали на точки восхода в определенные дни наиболее важных звезд и планет, а рисунки животных и птиц могли обозначать созвездия. Наиболее наглядным подтверждением этой гипотезы считают рисунок "Обезьяна", который передает участок звездного неба, включающий, в частности, созвездие Большой Медведицы.

Однако исследования американских ученых в 70-80-е годы, проводившиеся с применением компьютерных программ, не подтвердили наличие какого-либо существенного астрономического "основания" в расположении рисунков. Только 20% из изученных ими линий имело более-менее определенную ориентацию на небесные объекты. Если учесть, что линии на обоих плато направлены практически во всех мыслимых направлениях, это может быть простым совпадением. Оппоненты этой версии приводят и другое весомое возражение: обилие невысоких гор по периметру плато дает гораздо более простые и надежные ориентиры для астрономических исследований, для них совершенно не было нужды расчерчивать плато таким трудоемким способом. Однако полностью отказаться от этой версии нельзя, потому что положение звездных объектов в течение времени меняется в результате процесса прецессии. Вот если бы установить точную датировку геоглифов, тогда можно было бы определить конкретную ориентацию линий на небесные светила.

Работали на плато и российские исследователи. Например, радиофизик Алла Белоконь после многих лет изучения феномена Наски выдвинула гипотезу, как могли быть сделаны эти изображения. Ее смелое предположение не укладывается в рамки современных представлений об истории человечества, но при этом может объяснить целый ряд фактов, которые не в состоянии объяснить академические ученые. Изучив характер линий, рисунков и особенностей их проекции, она пришла к выводу, что все эти изображения могли быть выполнены только с воздуха, т.е. с воздушного аппарата. Алла Белоконь предположила, что технически это могло быть выполнено воздействием на грунт потоком направленной энергии неизвестной нам природы. В качестве аналога она приводит многочисленные так называемые "круги на полях", появляющиеся сегодня во многих странах мира.

На плато Наска известно также более десяти так называемых "центров". Это точки, из которых в разные стороны радиально выходит множество линий. Со стороны это напоминает систему координат, которая использовалась на средневековых морских картах. Алла Белоконь выявила ряд строгих математических закономерностей во взаимном расположении этих центров и крупных полос. По ее предположению комплекс основных изображений на плато Наска представляет собой схему трехмерной кристаллоподобной композиции, отражающей строение нашей солнечной системы.
Перуанские ученые тоже выдвигают различные версии. Археолог Торбио Мехия Ксесспе, который первым провел научное исследование символов, счел их ритуальными артефактами цивилизации Инка. Однако в период создания геоглифов (800 - 200 гг. до нашей эры) культура инков еще не возникла. Еще по одной версии, плоскогорье Наска представляет собой циклопическую спортивную арену...

Швейцарец Эрих фон Дэникен, поклонник теории "богов"-пришельцев, считал, что плато Наска-Пальпа - это посадочная площадка инопланетян. Точнее, не сама площадка, а ориентиры для посадки типа ориентировочных огней современных аэропортов. Правда, возникают вопросы: зачем так много рисунков, почему они расположены в разных местах и почему они накладываются друг на друга, т.е. сделаны в разное время. На эти вопросы версия Дэникена ответов не дала, но скорректировал свою версию: древние перуанцы дополнили и расширили инопланетные символы, которые были им известны в те времена, когда пришельцы, которых местные жители принимали за богов, жили среди них, чтобы, после того, как они покинули Землю, привлечь их обратно.
За последние десятилетия специалисты накопили немало новых фактов, а также расширили арсенал применяемых научных методик. В частности, швейцарский технический институт в Цюрихе совместно с германским археологическим институтом провел тысячи фотограмметрических замеров, что позволило провести классификацию геоглифов. Но самое главное: их теперь исследуют не узкие специалисты, а целые команды, куда входят представители разных научных дисциплин.

Сегодня исследователи в первую очередь сосредоточили внимание не на вопросах "как" и "для чего", а на людях, которые создавали геоглифы. Генетический анализ человеческих останков дополняется археологическими раскопками и климатическими исследованиями. На плоскогорье обнаружены плиты, похожие на алтари, а также следы жертвоприношений. По мнению ученых, они свидетельствуют, что при создании геоглифов главную роль играли ритуалы, связанные с плодородием и защитой от засухи.
Но другие ученые продолжают утверждать (об этом мы упомянули в прошлую субботу), что ритуалы, обряды - это все очень хорошо, это все могло иметь место, но уже после создания геоглифов. По их мнению, все эти останки ничего не доказывают. Однако у этой теории много приверженцев. Самые авторитетные ученые продолжают утверждать, что и изображения на земле, и отдаленные индейские храмы- капища, и разбросанные по местности столбы образовывали некое подобие ритуального ландшафта, который местные жители считали священным. Таким образом, эти изображения - культовые. Однако любые культовые объекты по определению должны прежде всего воздействовать на чувства людей. А ведь загадочные изображения Наска с земли не воспринимаются.

По другой версии, все дело в нехватке воды. Поклонники этой версии утверждают, что причиной заката культуры Наска стала постоянная сушь, и из-за этого люди вынуждены были уходить все дальше в Анды, оставляя в память о себе геоглифы. Читаешь об этой версии и только диву даешься: сушь, жара, пить хочется, люди в обмороки падают, но вместо того, чтобы поскорее уйти в другую местность, они рисуют на земле гигантские картинки, которые отбирают у них последние силы. Причем рисуют несколько столетий подряд.
Существуют и другие предположения. Например, отмечено, что некоторые линии отражают траекторию подземных рек, по которым вода с предгорий Анд спускается к побережью Тихого океана, так что как таковая вода все-таки могла иметь место. Но как объяснить другие линии, не соответствующие подземным руслам, а тем более рисунки? Кроме Дэнкена с его теорией пришельцев, для которых люди и рисовали эти изображения, есть и другая "космическая" версия. Ее поклонники утверждают, что рисунки имеют внеземное происхождение. И хоть эта версия самая ненаучная, но она отвечает на все вопросы. Ведь для того, чтобы с поразительной точностью сделать в грунте и в камне изображения размером в сотни метров, необходимы технологии, которыми, по современным представлениям, не располагали американские индейцы доколумбовой эпохи. Тот факт, что рисунки полностью видны лишь с большой высоты, позволяет предположить, что эти знаки не могли сделать и использовать древние жители пустыни Наска, не знакомые с воздухоплаванием.

Кроме того, один из рисунков - "Астронавт" - вполне можно принять за изображение неземного существа. Правда, эта версия не отвечает на вопрос "зачем". С другой стороны, логика инопланетных пришельцев может отличаться от земной. Вполне возможно, что они таким образом просто развлекались или это было у них своеобразной тягой к живописи, точнее, к рисованию. В любом случае великолепная планировка на громадной площади, высочайшая точность в разметке линий, обилие более мелких деталей, несущих смысловую нагрузку, подсказывают, что архитекторами-руководителями этих работ были представители высокоразвитой цивилизации.
У этой версии есть поклонники и среди академических ученых. Некоторые современные эксперты склоняются к мнению, что цивилизация, создавшая в Перу гигантские "картины" - действительно внеземного происхождения. В доказательство они приводят похожие события нашего времени, когда непонятным образом на пространствах многих стран появляются все те же многочисленные линии, рисунки, криптограммы, круги, на которые ссылалась и Алла Белоконь. Учитывая быстроту, с какой они появляются на земле (в основном в ночное время), масштабы, сложность композиций и необычность технологии нанесения рисунков, достаточно легко сделать вывод, что если бы мы пожелали повторить такие "рисунки", нашей современной цивилизации пришлось бы изрядно потрудиться. Если рассмотреть данные, позволившие создать комплекс рисунков Наска, в более, так сказать, традиционном ракурсе, то становится очевидным наличие у древних жителей Наска приборов, способных с высокой точностью проводить линии длиной в сотни метров.

В 1977 году американец Джим Вудман выдвинул собственную оригинальную гипотезу, решительно отбросив версию об инопланетянах. По мнению Вудмана, изображения создали древние жители страны. А поскольку увидеть их можно только с определенной высоты, значит, индейцы умели строить... воздушные шары. (Эта версия не имеет ничего общего с версией о дельтапланах, о которой я упомянула вначале). Его версия возникла, когда в захоронениях Наски были найдены остатки тканей, обладающих такой большой плотностью, что их вполне можно было бы использовать для изготовления воздушных шаров. Вудман утверждал, что индейцы (задолго до братьев Монгольфье) поднимались на воздушных шарах во время религиозных обрядов, и это позволяло им в полном объеме оценить магический смысл рисунков. Да, тут Вудман прав: только с высоты можно оценить весь замысел. Но его версия опять же не объясняет, как и для чего сделаны рисунки.
Если резюмировать подобные версии, то научными их назвать как-то не получается. Первое серьезное научное исследование изображений в пустыне Наска появилось в 1978 году. Исследователь Уильям Исбелл пришел к выводу, что рисунки на плато Наска поразительно похожи на стилизованные изображения, украшающие старинные гончарные изделия, которые были обнаружены в тех же местах. Проводя этот сравнительный анализ, Исбелл обнаружил, что во многих местах на концах линий, образующих рисунки, в почву были вбиты деревянные сваи. Эти сваи ученые отнесли примерно к VI веку нашей эры. Для археологов этот период соответствует эпохе цивилизации Наска. Неподалеку от загадочных рисунков были обнаружены и захоронения древних индейцев и остатки их поселений. Но опять же ни сваи, ни остатки поселений не доказывают, что изображения были сделаны именно индейцами культуры Наска.

Есть еще одна версия, она принадлежит историку Алану Сауэру. Помните, в прошлом номере мы писали, что большинство рисунков образовано одной непрерывной линией, которая никогда не пересекает саму себя. Это наблюдение принадлежит как раз ему. Алан Сауэр считает, что все рисунки - это ритуальный маршрут: следуя по нему шаг за шагом, индеец проникал в сущность изображенного предмета или животного. И хотя наблюдались отдельные исключения (в некоторых рисунках линии все же имеют разрывы), преобладание сплошной линии, возможно, объясняется теми техническими приемами, к которым прибегали мастера. Но опять же у версии есть изъян: а как быть с прямыми линиями? Ладно, "звезду", "астронавта", "обезьяну", "спираль" можно как-то понять, проникнуться их сутью, двадцать раз пройдя по рисунку. Но зачем проникать в сущность "взлетной полосы" шириной в 200 метров? Или в сущность других многочисленных прямых линий? И второй вопрос, который тоже остался без ответа: "Как это сделано?".
Еще по одной версии линии ассоциировались со своеобразными тропинками, которые использовались для торжественных шествий народа во главе со жрецами. Особенно эффектно выглядело такое шествие с факелами в ночное время. Фигуры животных, птиц, рыб, насекомых как бы светились в темноте, обрамленные движущимся огнем факелов. Конечно, такое зрелище было бы очень красивым, если его наблюдать с небес.

Однако Сауэр со своей "сутью" натолкнул на мысль другого исследователя Наски Дж.Никелля. Никелль отмечал, что и в других местах земного шара встречаются гигантские фигуры, прочерченные или вылепленные прямо на земле. Таковы, например, "Белая лошадь" в Эффингтоне в Великобритания или "Большая змея" в штате Огайо в США. Однако эти изображения не похожи по стилю на изображения в Наске. Наибольшее сходство с ними, пожалуй, имеют лишь гигантские рисунки в пустыне Мохаве в Калифорнии. Однако рисунки Наска намного древнее, и вопрос для Никелля по-прежнему заключается в том, какие же средства были использованы, чтобы проложить в древние времена на земле безупречно прямолинейные полосы? Исследователь полагал, что мастера Наски начинали с создания уменьшенного "макета" своих изображений на небольшой поверхности. Остатки этих рисунков - своего рода эскизов - хорошо заметны рядом с некоторыми большими композициями. Создав эти макеты, древние художники, вероятно, делили их на несколько частей, которые затем увеличивали до нужного размера при переносе на местность. Да, версия отвечает на вопрос, каким методом были "сконструированы" изображения, но по-прежнему не отвечает на вопрос "при помощи чего?".

Дэникен тоже выдвинул похожую гипотезу. "По нашему мнению, - писал швейцарец, - они (линии Наска. - О.Б.) могли быть с помощью модели увеличены посредством координатной системы до гигантских размеров". Он пришел к выводу, что изображения Наски - это древняя карта части поверхности Земли, нанесенная на плато в увеличенном масштабе, захватывающая (как выяснилось путем проецирования на различные районы глобуса) часть планеты от Африки до Австралии, а точнее - до Атлантического океана. Для перенесения линий и фигур Наски на карту был применен метод совмещения двух изображений, имеющих один масштаб. Таким способом сначала была построена карта с указанием только линий Наски, а затем карта Земли, на которую были перенесены места расположения рисунков животных, рыб, птиц, других знаков. Оказалось, что большинство рисунков "расположено" на территории Индийского океана между Мадагаскаром и Индостаном. Четыре рисунка "расположены" в Австралии, и только два - в Африке. Дэникен утверждает, что анализ рисунков и различных знаков Наски показывает, что информация, которая содержится в них, касается малоизвестных древнейших цивилизаций Африки, Аравии, Индийского океана, Австралии. В том числе последних останков затонувших континентов Атлантиды и Лемурии.

Эта версия нашла приверженцев, когда учеными была выявлена некая закономерность. Рисунки летящих или сидящих птиц рассказывали о направлении и силе господствующих в районе ветров. В изображении рыб зашифрована информация о морских течениях, глубинах, береговой обстановке. Таким образом, и птицы, и рыбы несли в себе информацию, очень важную для мореплавателей. Вероятно, им она и предназначалась. Что касается сухопутных животных, растений, насекомых, то они за счет тех характерных особенностей или повадок, которыми обладали, рассказывали о самой суше, островах, на которые их изображение проецировалось. Например, летящая птица колибри на карте служит своеобразным навигационным знаком для мореходов, "розой ветров" и указателем маршрутов плавания. "Установлен" этот знак у острова Сокотра, где пересекаются пути из Индии, Персидского залива, Красного моря, Аравии, Мадагаскара. Известно, что восточный берег Сокотры представляет большую опасность даже для современных судов. Сильный северо-восточный ветер и течение быстро сносят их на прибрежные рифы. С древнейших времен это место считается кладбищем кораблей. Существует легенда, в которой древние мореходы вину за все катастрофы в этом районе перекладывали на прекрасных сирен, якобы живущих на мысе Радресса и заманивавших чужестранцев на рифы. Другие мореходы, наслушавшись таких рассказов, уже обходили эти места подальше. Да и в наше время капитаны здесь очень осторожны: современные лоции не рекомендуют проходить кораблям ближе, чем за 40 миль от берега. Рисунок птицы несет в себе и другую информацию. Известно, что колибри и нектарница живут на суше в благодатных краях, где много цветов, растительности. А это значит, что поблизости от изображения птицы находится как раз такое место. В нашем случае это остров Сокотра. Правда, нынче он не такой прекрасный, как был в древние времена, засушливый климат изменил его облик.

Откуда жители Наски обладали данными знаниями - еще одна загадка. Много вопросов у исследователей Наски вызывают "отверстия" в земле с обгорелыми краями в местах пересечения линий, а также многочисленные камни и кучки камней, имеющие такой вид, как будто они находились под воздействием сильного жара. Дэникен утверждает, что это следы посадок инопланетных кораблей. Поклонники более "спокойных" версий говорят, что индейцы при создании рисунков и прокладке линий разжигали большие костры, чтобы согреться или наполнить горячим воздухом воздушный шар. Однако температура, которой воздействовали на эти камни, гораздо выше той, что бывает от костра.
В общем, интересных наблюдений и догадок много. Остается их только разгадать.
О.БУЛАНОВА
Tags: тайны прошлого
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments