vitas1917 (vitas1917) wrote,
vitas1917
vitas1917

Лиза Фонссагривс: первая мировая супермодель

Наш сегодняшний рассказ - о выдающейся личности в мире моды Лизе Бриджитте Бернстон, в замужестве Фонссагривс, которая была живой легендой, очень талантливым человеком и необыкновенно красивой женщиной. И совершенно уникальной фотомоделью. Дело в том, что моду формируют не только эпоха, эталоны красоты, общественный строй, климатические изменения, не только модельеры, улица, но и в ХХ-XXI веках манекенщицы и фотомодели. Именно они рождают некий образ, которому хочется подражать. Не будь в наше время моделей, новые веяния от великих кутюрье просто не смогли бы дойти до широких масс. Почему для нашего сегодняшнего рассказа мы выбрали именно Лизу Фонссаргривс?
Потому что эта женщина - выдающаяся, не похожая ни на кого, очень талантливая и первая в мире, получившая "титул" супермодели. Эту приставку - "супер" - перед словом "модель" никто никогда не употреблял, пока не появилась Лиза Фонссаргривс. Уже только за одно это мир должен быть ей благодарен. Кроме этого, лучшие годы Лизы прошли именно в 30-е, 40-е и 50-е годы, т.е. в тот период, который как никакой другой повлиял на моду ХХ и ХХI века. К сожалению, сейчас Лиза Фонссаргривс практически не известна широкой публике, фотографы и модельеры о ней подзабыли, и будет справедливым, если мы о ней расскажем. Ее образ поможет понять стиль той эпохи как в области моды, так и в области фотоискусства.
Лиза Фонсагривс (англ. Lisa Fonssagrives; урождённая Лиза Бирджитта Бернстоун; 17 мая 1911, Швеция — 4 февраля 1992, Нью-Йорк, США) — шведская модель, в отношении которой впервые был применён термин «супермодель».
Любопытно, что право называть себя первой супермоделью также оспаривает скандально известная американская модель, фотограф и актриса Дженис Дикинсон (Janice Dickinson), утверждая, что именно она изобрела слово «супермодель» в 1979 году, совместив слова «супермен» и «модель». Однако исторически право и честь называться первой супермоделью принадлежит Лизе Фонсагривс, жене одного из самого влиятельных фотографов XX века в мире моды Ирвина Пенна (Irving Penn).
Именно она одной из первых стала получить значительные гонорары за показы и именно ей обязан своей бешеной популярностью журнал Vogue, который впоследствии стали называть «кузница супермоделей». Только на обложке этого издания ее лицо появлялось более двухсот раз! Такого количества фотосессий не было ни у одной модели. И именно Лиза снята на той самой обложке от 01 июня 1940 года, где название журнала составлено из женских  фигурок, и которая вошла в топ-10 обложек журнала за всю 120-летнюю историю его существования!
Век Лизы как модели был очень длинным – больше двадцати лет, что является крайней редкостью для индустрии современного модельного бизнеса, когда новоиспеченные модели исчезают также неожиданно, как и появляются. Расцвет ее карьеры пришелся на 30-е годы прошлого века. «Малышка на миллиард» или «невероятная Лиза», как называли ее американские журналы, красовалась  и в Harper’s Bazaar, и в Time, в Vanity Fair, Town & Country, Life наравне с другими звездами Голливуда – Одри Хепберн (Audrey Hepburn), Гретой Гарбо (Greta Garbo), Джиной Лоллобриджидой (Gina Lollobrigida), Мэрилин Монро (Marilyn Monroe).
Попасть на обложку журнала в то время было несравнимо труднее, чем сейчас, и это расценивалось как мировое признание. С ней работали самые модные и известные фотографы того времени: Георг Хорст (George Horst), Эрвин Блуменфельд (Erwin Blumenfeld), Хойнинген-Хьюен (George Hoyningen-Huene), Мэн Рэй (Man Ray), Жан Мораль, Джордж Платт Лайнс (George Platt Lynes), Ричард Аведон (Richard Avedon), Ирвин Пенн.
Детство
Лиза Бирджитта Бернстоун родилась 17 мая 1911 года в Швеции, в маленьком городке Веста-Геталанд, в обычной семье дантиста и портнихи. Девочка с детства очень любила танцевать, увлекалась балетом, рисованием и скульптурой. Родители не только не запрещали, но и поощряли эти занятия. Однако, задумавшись о дальнейшей судьбе Лизы, они отдают девочку в школу поварского искусства, откуда она сбегает и, решив строить свою жизнь самостоятельно, в начале 30-х годов уезжает в Париж. Там она активно занимается танцами, берет частные уроки и несколько лет танцует в мелких балетных труппах.
В 1935 году Лиза вышла замуж за Фернана Фонсагривса, которого выбрала себе из числа партнеров по танцам. Судя по всему, ее ожидала однообразная жизнь малоизвестной танцовщицы, если бы не случай.
Начало карьеры
Однажды, возвращаясь домой с очередного урока танцев, Лиза встретила в лифте мужчину, который предложил ей поработать моделью на показе шляп. Это был уже знаменитый в то время фотограф Вилли Мейволд (Willy Maywald), ставший затем официальным фотографом модного дома Dior. Опытным взглядом он мгновенно оценил не только красивое лицо девушки, но и ее фигуру, манеру двигаться, обаяние и шарм. Лиза была ужасно смущена, но в то же время польщена, и охотно согласилась на его предложение. Так в 1936 году началась ее головокружительная модельная карьера.
Во время демонстрации шляпок муж Лизы Фернан Фонсагривс сделал несколько фотографий и затем отнес их в Vogue, где снимками заинтересовались. Но поскольку они были любительскими, в журнале организовали профессиональную фотосъемку. Ее проводил сам Георг Хорст, впоследствии часто вспоминавший, что Лиза Фонсагривс на первой съемке вся тряслась от страха, была очень зажата и скована. Лиза еще долго терялась бы перед профессиональными фотографами, если бы вовремя не вспомнила свои навыки профессиональной танцовщицы.
«Все движения, которые я делала, были взяты из танцев. Я отлично контролировала себя. По сути, то, чем я занималась, и было «неподвижным танцем»,
— делилась она потом в своих интервью.
Кроме того, Хорст посоветовал ей изучать статуи и портреты, чтобы научиться правильно держать голову и руки, изящно и раскованно сидеть, спокойно стоять и непринужденно улыбаться. Лиза стала специально посещать Лувр и часами рассматривала статуи и картины, что, в конце концов, помогло ей перебороть боязнь и избавиться от зажатости перед камерой.
Научившись держаться перед фотокамерой, Лиза стала самой популярной моделью своего времени. И если в то время все девушки-модели получали не больше двадцати долларов в час, то Лизе платили все сорок.
Расцвет карьеры
В перерывах между работой, Лиза и Фернан Фонсагривс вели активный образ жизни и много путешествовали. Фернан, который и раньше увлекался фотографией, быстро сообразил, что красота его жены может стать источником неплохого дохода. У него был недорогой и простенький фотоаппарат «Брауни», но пользовался Фернан им умело. Он снимал Лизу постоянно: загорающей обнаженной или примеряющей наряды, катающейся на лыжах или в лодке, танцующей или просто задумавшейся.
К тому времени Фернану пришлось оставить карьеру танцовщика из-за травмы спины и Фосангривс занялся профессионально фотографией. Оказавшись весьма талантливым в этой области, он еще раз доказал, что главное для фотографа – не камера, а умение увидеть необыкновенный сюжет и, конечно же, хорошая модель.
Фернан стал рассылать созданный им семейный архив в модные журналы, даже не представляя себе коммерческой стоимости своих фотографий. Его работы были моментально оценены по достоинству, и Фернан был просто шокирован гонорарами, которые посыпались на него со всех сторон в огромных размерах. Так, благодаря предприимчивости и фотографическому мастерству своего мужа, Лиза Фосангривс в мгновение ока оказалась самой высокооплачиваемой и востребованной моделью в Париже.
Одна из самых нашумевших фотографий была сделана в 1937 году Эрвином Блуменфельдом, где Лиза балансирует на балке Эйфелевой башни. Как вспоминала впоследствии сама Лиза, ей было очень страшно. Фото получилось настолько экстремальным и захватывающим, что другой известный фотограф, Жан Мораль, решил пойти еще дальше и сфотографировал Лизу прыгающей с парашютом.
С 1939 года Лиза стала главной моделью Vogue и начала сниматься в обнаженном виде. Фотограф Георг Хорст делал нестандартные фотографии в стиле «ню» где большая роль отводилась игре света и тени.
В фотосессиях были задействованы не только лицо или полностью обнаженное тело, но также отдельно руки или ноги. Весь мир обошло знаменитое фото, где запечатлены только Лизины ноги в ажурных черных чулках «сеточкой», или руки, выглядывающие из-за стола и держащие прозрачную колбу и цветы. Не менее знаменита фотография, на которой запечатлен только один Лизин глаз. Эти фотографии стали классическим образцом фотоискусства.
Георг Хорст, который был дружен с семьей Фонсагривсов, помог в 1938 году найти Фернану работу в одном из модных журналов. В конечном итоге Фернану удалось открыть свою собственную студию, которая пользовалась большим успехом. Однако, несмотря на явные успехи и высокую оценку работ на новом месте, у Фернана все больше проявлялась творческая неудовлетворенность. Он все меньше находил места и простора для самовыражения, коммерческая фотография мало-помалу утратила для него свою привлекательность.
С началом Второй мировой войны супруги Фонсагривс решили переехать  в Америку.
Жизнь в Америке
В США Фернан начал работать в «Town & Country», а Лиза подписала контракт с модельным агентством Пауэрса. Популярность Лизы на тот момент была настолько стабильна и огромна, что через некоторое время она приняла решение отказаться от услуг агентства и работать самостоятельно. Это был очень смелый шаг, на который большинство моделей ее времени не решалось. Да и сейчас мало кто решается.
В 1947 году журнал Vogue попросил Ирвина Пенна, одного из самых знаменитых и талантливых фотографов не только своего времени, но и всего ХХ века, сделать групповой портрет двенадцати известнейших моделей этого года. На этой широко известной фотографии Лиза изображена в профиль. На групповых фото так сниматься было не принято, модели старались обычно показать свое лицо в фас, но Лизе были не страшны необычные ракурсы.
Семь из этих двенадцати моделей проработали недолго после этого снимка, так как карьера большинства представительниц этой профессии заканчивалась к тридцати годам. Лиза же с легкостью перешагнула этот рубеж.
Два года спустя журнал Time выбрал Лизу в качестве героини статьи о тенденциях в модельном бизнесе. «Торгуют ли иллюзии холодильниками?» — спрашивал Time в заголовке своей статьи, которая называла Лизу Фонсагривс самой высокооплачиваемой и самой уважаемой моделью в мире высокой моды.
Это определение – «иллюзия» — возникло после того, как один фотограф сказал Лизе:
«Вы — сама мечта, сама иллюзия».
Эта фраза облетела мир.
По мнению журнала, Лиза Фонсагривс и есть та уникальная модель, с помощью которой можно продавать вечерние платья и холодильники, автомобили и дизельные двигатели, фрукты и путешествия, подгузники и места на кладбище.
Про нее говорили следующее:
«Многие модели не пошевелят и мизинцем для работы с дешевым платьем, тогда как Лиза заставляет хлопчатобумажное платье за пять долларов выглядеть как шедевр от Schiaparelli».
Примечательно, что сама Лиза с большой долей самоиронии называла себя просто «хорошей вешалкой» и вообще не страдала «звездной болезнью».
В 1950 году семейному и творческому союзу супругов Фонсагривс пришел конец. Соскучившись по родине, Лиза и Фернан решили побывать в Европе. Однако им пришлось задержаться там на несколько месяцев, так как их единственная дочь Миа заболела полиомиелитом. Дела Фернана пришли в упадок, и он принял решение закрыть свою американскую фотостудию. Это было началом конца. Лиза ударилась в панику. Ей показалось, что с карьерой мужа оборвется и ее собственная. Она потребовала от него развода, в результате  супруги разъехались. Фернан, испанец по происхождению, вернулся на родину, где вскоре стал известным скульптором, а Лиза отправилась с дочерью в Америку, и там завязался ее роман с другим фотографом — Ирвином Пенном.
В отличие от ее бывшего мужа, Ирвин Пенн считался в модных кругах не самоучкой, а настоящим профессионалом. Еще при жизни его признали одним из самых значительных мировых фотографов ХХ века. Он прославился тем, что в течение многих лет, вплоть до самой смерти, снимал моделей для журнала Vogue.

"Женщина в марокканском дворце в Марракеше", 1951 год
Вскоре Лиза и Ирвин заключили брак, который оказался долгим и счастливым. Ирвин и Лиза составляли гармоничный творческий союз: он был мастером, художником, а она — его моделью и музой. Лиза тоже пыталась заниматься фотографией и даже оборудовала фотолабораторию. Ей удалось достичь определенных успехов в этой области, однако рождение сына Тома поставило точку на ее экспериментах. Став матерью двоих детей, Лиза умудрилась сохранить отличную фигуру, продолжая работать моделью аж до конца 50-х годов — подобных случаев история моды знает не так уж много. Однако, посчитав, что главное предназначение женщины – материнство, она оставила карьеру и стала вести обычную жизнь счастливой в замужестве женщины, хотя спокойно могла бы сниматься еще лет пять-десять, потому что предложения от журналов продолжали поступать. Ирвин продолжал ее снимать «для себя» – в доме, на прогулке, с детьми; она оставалась его музой до самого конца.
Гламурные красавицы на страницах глянцевых журналов 1940-х (
kulturologia.ru
В браке с Ирвином Лиза прожила более сорока лет, до самой своей смерти, в доме в центре Лонг-Айленда. В одном из последних своих интервью Лиза Фонсагривс призналась:
«Если бы мне пришлось прожить жизнь заново, я бы ничего не стала менять».
Ирвин Пенн пережил жену на 17 лет. Культовый фотограф умер в своём доме на Манхэттене 7 октября 2009 года.
Интересные факты
Снимки Ирвина Пенна до сих пор в почете у специалистов.  Об этом говорит тот факт, что его фотография «Женщина в марокканском дворце в Марракеше», снятая в 1951 году, и на которой запечатлена Лиза, оценивается сегодня от 180 до 220 тысяч фунтов стерлингов.
Фотография Лизы, сделанная в 1950 году, была продана на аукционе в 2004 году Элтоном Джоном за 57,360 долларов.http://history.echo.az/?p=4823
Tags: знаменитости, мода
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments