vitas1917 (vitas1917) wrote,
vitas1917
vitas1917

Categories:

СЕКРЕТЫ ПАПИРУСА


Как известно, основными источниками знаний о далёком прошлом являются древние манускрипты. Но как удалось многим из них «дожить» до наших дней Дело в материале, из которого они изготовлены.
Речь идёт о папирусе.
Прочность папируса обусловлена рядом причин. Прежде всего, он изготовлялся из одноимённого растения, которое встречалось в дельте Нила, способом плетения. Не случайно именно таким образом когда-то делались первые в истории щиты. Кстати, один из первых плетёных щитов был найден в Древнем Египте, который считают родиной папируса. Скрепляли материал с помощью пресса клейким веществом на сахарной основе. Бережное отношение и хранение в виде свитков также способствовали сохранности папируса. Несмотря на то, что свитки могли бы истлеть от сырости или высохнуть и превратиться в обломки, с ними этого не случилось, и немаловажную роль в этом сыграл благоприятный климат Египта.


К тому же не обошлось и без "магии" - ведь все образованные люди того времени обязательно изучали, помимо привычных дисциплин, например, математики или астрономии, также алхимию и оккультные науки. Так как записи на папирусах делались преимущественно жрецами и читались им подобными, наверняка над документами совершались какие-либо магические действия, благотворно сказавшиеся на состоянии этих письменных памятников. Например, найденные в Фивах донесения чиновникам с оборотной стороны были покрыты заклинаниями.
Помогло это или нет, но так или иначе, а многие манускрипты, относящиеся к 3-му тысячелетию до нашей эры, прекрасно сохранились и доступны для чтения даже сейчас.
Сортов папируса было огромное количество!
Для записей политических указов, а также связанных с сакральными или научными изысканиями, использовался лишь самый дорогой и качественный папирус, созданный из сердцевины стебля растения. Для придания материалу большей «стойкости» его держали под прессом вдвое дольше, чем папирус, предназначавшийся для обыденных целей, например, так называемый папирус для торговцев, то есть аналог обёрточной бумаги.

В 20-м веке участник экспедиции Тура Хейердала египтянин Рагаб открыл секрет изготовления папируса, утерянный много веков назад. За это его удостоили во Франции степени доктора наук в области прикладной биологии.
Папирус в Египте давно уже выращивают искусственно. А любителю старины в магазине вполне могут подсунуть не древний манускрипт, а современную подделку.
Настоящий папирус не мнётся, не ломается при сгибе и ничем не пахнет, в отличие от «имитаций», изготовленных из рисовой соломки, банановых или пальмовых листьев. Его можно поместить в воду, стирать, мять и после вновь расправить. Лист примет прежний вид, никаких рваных краёв или прочих дефектов не обнаружится. При просмотре настоящего папируса на свет должны быть видны тёмные вкрапления — это остатки сахара. Если же свернуть папирус в трубочку сначала в одном, а потом в другом направлении, то он не должен потрескаться, потому что сделан без использования клея.

Банановый папирус, к примеру, при подобном эксперименте моментально испортится, порвётся и потеряет «товарный» вид.
Хотя папирусы из Древнего Египта «пришли» во многие другие страны, в том числе Грецию, Рим и Израиль, у других народов были и свои излюбленные материалы для создания манускриптов, из которых порой составлялись целые библиотеки.
Так, жители Месопотамии предпочитали писать на глиняных табличках.
Представители многих народностей писали на коре деревьев. Этот обычай существовал у русичей, американских индейцев и во многих странах Юго-Восточной Азии. Да и европейцы нередко писали на лыке.
В Индии вырезали вязь на досках, для кратковременного употребления использовали банановые листья. Широко использовали специально обработанные телячьи шкуры, то есть пергамент, но после того как папирус распространился по всей территории Римской империи, писать на пергаменте стало считаться дурным тоном.
В 8-м веке папирус стала вытеснять завезённая из Китая бумага. Хотя в течение определённого периода все эти виды носителей информации сосуществовали одновременно.

Наиболее известные древнеегипетские папирусы — это знаменитая «Книга мёртвых», «Тексты саркофагов», а также обнаруженный в Фивах в 1872 году папирус Эберса.
«Книга мёртвых» представляет собой сборник гимнов и магических формул. Когда-то такие книги клали в гробницу, чтобы помочь умершему преодолеть полный опасностей путь в загробный мир. Надо сказать, что столь мрачное название было присвоено этой рукописи известным египтологом Лепсиусом, но в переводе с оригинала книга должна была называться «Главы о восхождении к свету». Содержание свитка побуждает человека суметь возродиться к свету с помощью магических гимнов.
Считается, что книгу дополняли, сокращали и переписывали на протяжении всей долгой истории Египта. Это произведение было важным для любого египтянина, так как надежда на вечную жизнь обеспечивалась правильным исполнением содержащихся в нём гимнов и магических формул. Большинство папирусов с различными версиями «Книги мёртвых» были найдены в гробницах, причём преимущественно с захоронениями жрецов.

Значительный интерес представляют также «Тексты саркофагов», помогающие покойному обрести вечную жизнь и благоденствие в царстве мёртвых. Своеобразие этого манускрипта в том, что изложенные в нём ритуалы рассчитаны не на фараонов или жрецов, а на каждого египтянина. Тексты из этого папируса археологи находят и в простых деревянных саркофагах.
Особое место занимает папирус Эберса, названный так в честь нашедшего его археолога Георга Эберса (1837-1898 годы). По сути, он представляет собой самую настоящую энциклопедию медицинских знаний Древнего Египта. Там собраны около 900 рецептов для лечения различных болезней. Рецепты зачастую отличаются сложностью и могут включать порядка 40 компонентов. Также в манускрипте приводятся описания операций, проводившихся с помощью бронзовых орудий. Но и здесь почётное место уделяется магии. Рецепт без заговора или произнесения магического гимна, по верованиям египтян, мог не подействовать, и магия, таким образом, являлась неотъемлемой частью лечения.


Использовался папирус, как ни странно, и при строительстве лодок и плотов. Ряд учёных считают, что египтяне были отличными мореплавателями и доплывали на своих папирусных кораблях аж до Америки. Доподлинно известно, что на папирусных судах члены аристократических семей Древнего Египта совершали прогулки по Нилу. Такую лодку после кончины фараона хоронили вместе с ним, чтобы его путешествие к загробной жизни завершилось наилучшим образом…
Подтверждают эту версию и рисунки в погребальных камерах.
Так, согласно магическим надписям в гробнице фараона Унаса, что расположена в некрополе неподалёку от древней столицы Египта — Мемфиса, фараон должен воссоединиться с богом солнца Ра и вечно двигаться по небу. Поскольку солнце путешествует с востока на запад в «дневной лодке», то возвращаться, минуя подземный мир, обожествленный фараон должен на «ночной лодке».


Действительно, с помощью видео — и фототехники удалось обнаружить и второе судно, погребённое в камере пирамиды. Так выяснилось, что для загробного путешествия фараону были необходимы два судна из папируса и ливанского кедра. Впрочем, исследователи оговариваются: «как минимум две лодки», то есть их в принципе могло быть и больше.
Уже в наше время была предпринята попытка доплыть на папирусном судне из Африки до Америки. Лодка, получившая название «Ра», была изготовлена вручную членами экспедиции норвежского исследователя Тура Хейердала из связанных пучков папируса. В команду входили также известный российский путешественник Юрий Сенкевич, американец, мексиканец, итальянец, египтянин и представитель африканской республики Чад. Первое плавание закончилось неудачей, связанной с крушением судна, но доказало принципиальную возможность мореходства между двумя крупнейшими континентами в далёком прошлом. При строительстве нового папирусного судна ошибки были исправлены. Лодка «Ра II» продемонстрировала исследователям свои прекрасные мореходные качества, подтвердив, таким образом, теорию о прочности папируса.http://humaninside.ru/vokrug-nas/16741-sekretyi-papirusa-.html


Папирус Древнего Египта

Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не только в камне, но и местах для более широкой письменности. Они смогли решить эту проблему благодаря растению папируса, треугольного тростника, который символизировал Древний Низкий Египет. Растение было легким, сильным, тонким, и легким для переноски, и в течение тысяч лет, не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Самый ранний существующий зарегистрированный папирус датируется 1-ой Династией Египта, но предполагается, что папирус уже, возможно, использовался 4 000 лет до н. э.

Помимо использования для письма, папирус также использовался для матрацев на кроватях, для сооружения стульев, столов, и другой мебели, а также для циновок, корзин, коробок, сандалий, посуды, веревок и лодок. Кроме того, корень папируса был источником для пищи, медицины и духов. Папирус производился, и продолжает сегодня производится из тростника папируса, который растет в пресноводных болотах вдоль реки Нил.

Полосы из растения папируса вымачивались в воде, чтобы удалить сахарное содержание. Затем, полосы просушивались и раскладывались. Второй набор полос помещался под прямым углом к первому, снова накладываясь немного. Затем, сырой лист папируса пропускался еще раз, и оставлялся под тяжелым весом (обычно каменная плита), чтобы высохнуть в течение приблизительно шести дней. Остающийся сахар в пределах этой смеси запечатывает полосы вместе. Наконец, после высыхания поверхности листа полируется к гладкому концу при протирке (например, с раковиной или частью гладкой слоновой кости). Хотя во время различных периодов египетской истории, этот процесс мог быть немного различным. Например, Плиний, во время греческого периода, описывает процесс несколько по-другому и предлагает информацию относительно различных сортов папируса.

Практически, папирус был ограничен стандартным размером 47 см в длину максимум (29–33 см в среднем), и 22 см в ширину. Для более длинных документов страницы соединялись друг с другом, чтобы создать рулон папируса (свиток). Фактически, листы папируса обычно не продавались индивидуально, а в рулонах (приблизительно 20 листов), с волокнами, бегущими в том же самом направлении, за исключением последних листов. Однако, в более поздние периоды, были найдены также книги из папируса, названные старинной рукописью, которая, наконец, одержала победу над рулоном.

Точно так же как есть много различных видов и качеств бумаги сегодня, то же самое было верно для папируса. Каждый тип использовался для различных целей. Очень дешево сделанный грубый папирус использовался торговцами, чтобы обертывать различные предметы. Самые прекрасные и самые дорогие варианты были сохранены для религиозных или литературных работ. Качество зависело от многих факторов: где растения папируса были выращены, возраст растений, сезон, когда они были собраны, и др. Самый лучший папирус был сделан, используя самые внутренние слои стебля растения. Типичный рулон обычно строился из листов папируса переменного качества. Лучшие листы использовались для окончания рулона, так как они были наиболее подвержены износу, а худшие по качеству листы использовались для внутренних секций рулонов.

Различные варианты и размеры папируса часто называли в честь императоров или чиновников. Эта информация, особенно во время римских и Византийских периодов, была написана на первом листе рулона и была названа протоколом. Дополнительно, протокол часто включал дату и место изготовления папируса. Однако, для юридических документов, эта практика была запрещена согласно Законам Юстиниана. Практика добавления протокола к законченному рулону папируса продолжалась в Исламские времена. Обычно, древние Египтяне писали только на одной стороне папируса, с ориентируемым листом так, чтобы волокна шли горизонтально (лицевая сторона листа). Египетские правители, понимающие важность Папируса, сделали его производство государственной монополией, и охраняли тайну Папируса. Египтяне даже экспортировали свой папирус «бумагу» за пределы Египта.https://esoterics.wikireading.ru/134534

 
Тайны медицинских папирусов Египта

Традиции врачевания в Древнем Египте оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины. О чем свидетельствуют многие высказывания древних греков.

Сведения о медицине Древнего Египта ученые получили в основном после расшифровки большого медицинского папируса Г. Эберса и папируса по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э.

Медицинская энциклопедия Египта
      
Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Папирус склеен из 108 листов и имеет длину 20,5 м.

В состав древних лекарств, согласно папирусу, входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Вот пример прописи мочегонного средства: пшеничной крупы - 1/8, плодов шед - 1/8, охры - 1/32, воды - 5 частей. Готовить лекарство рекомендовалось ночью, и пить четыре дня.

Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

Естественные и сверхъестественные болезни
       
Врачеватели Египта делили причины болезней на естественные и сверхъестественные. К первым они относили нездоровую пищу, неблагоприятные климатические и погодные факторы, наличие кишечных паразитов. Геродот пишет, что египтяне считали причиной человеческих недугов плохую пищу, поэтому "желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами". Египтянам приписывают и изобретение клизмы.
      
Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.

Гигиена

Большое значение древние египтяне придавали соблюдению гигиенических правил. Религиозные законы предписывали умеренность в пище и опрятность в быту. Описывая обычаи египтян V в. до н. э., Геродот свидетельствует: "Египтяне пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно. Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают волосы и носят парики, чтобы избежать вшей... ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми…" По-видимому, не случайно древние греки считали египтян основателями "предупредительной" медицины.

Врачебная этика

Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
      
Хирургия и гинекология
      
Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: "Это болезнь, которую я могу вылечить"; "Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить"; "Это болезнь, которую я не смогу вылечить".

При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также "женщины, могущей и не могущей родить". Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.
https://www.epochtimes.com.ua/ru/health/health/tajn-medycynskyh-papyrusov-egypta-87035.html

Tags: египет, познавательное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments