Category:

За кадром «Приключений Петрова и Васечкина»

На фильмах «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» и «Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» выросло не одно поколение зрители. Юные актеры, сыгравшие главные роли, стали кумирами советских школьников 1980-х гг. Но поначалу оба фильма были запрещены к показу из-за сатиры на социалистическое общество и разврата, а председатель Гостелерадио заявил режиссеру о том, что он снял очень плохое кино, и лучше бы ему подумать о смене профессии…


На съемках фильма *Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные* | Фото: dubikvit.livejournal.com
Первые истории о Петрове и Васечкине режиссер Владимир Алеников придумал для тележурнала «Ералаш», а когда забавных историй накопилось уже около полусотни, он решил снять об этих героях полнометражное кино. Васечкина в какой-то степени режиссер списал с самого себя – его тоже не раз выгоняли из класса за разные шалости, а фамилию для него он позаимствовал у своего знакомого. А прототипом Петрова стал друг детства режиссера Петя Брандт, который впоследствии стал известным петербургским поэтом. В школьные годы Алеников был заводилой, а его друг «занимал философскую позицию Санчо Пансы при Дон Кихоте».

Дмитрий Барков и Егор Дружинин на съемках фильма *Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные* | Фото: dubikvit.livejournal.com
Актеров на главные роли искали в школах, кружках, Дворцах пионеров. Но, перебрав около 5 тысяч кандидатур, режиссер все никак не мог определиться. И тогда его знакомый по институту, хореограф Влад Дружинин, предложил ему пригласить на пробы его сына Егора. С первой же встречи Алеников понял, что перед ним – вылитый Васечкин, подвижный, озорной, непосредственный, деловой и «с чертиками в глазах». Егор не только нисколько не растерялся на пробах, но и тут же предложил на роль Петрова своего друга – Диму Баркова. И он тоже удивил режиссера стопроцентным попаданием в образ!

На съемках фильма *Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные* | Фото: dubikvit.livejournal.com

Егор Дружинин, Инга Ильм и Дмитрий Барков на съемках фильма *Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные* | Фото: dubikvit.livejournal.com
Дмитрий Барков позже вспоминал: «Это было супер! Чудо, яркое событие, которое осталось с нами на всю жизнь. Ощущение приключения началось уже с проб, которые проходили на «Мосфильме». Лето, Москва, «Фанта» на Ленинградском вокзале с нереальным ароматом апельсинов! Нам все говорили: «Вы только не волнуйтесь». Но если кто-то и волновался, то точно не мы. Нам и так было хорошо. Вернувшись в Ленинград, мы уже успели забыть о пробах, когда вдруг пришла телеграмма с просьбой прибыть в Одессу на съемки».

На съемках фильма *Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные* | Фото: nastroenie.tv
Алеников был очень рад тому, что экранные друзья были таковыми и в жизни – перед камерами им практически не нужно было играть. Режиссер даже позволил мальчикам самостоятельно выбрать актрису на роль Маши Старцевой – ему было важно, чтобы они испытывали к ней симпатию и в реальной жизни. И оба единогласно «проголосовали» за Ингу Ильм. Алеников не сомневался: он подобрал идеальную троицу, и вскоре они станут любимцами всех школьников. Но не тут-то было!

Егор Дружинин, Инга Ильм и Дмитрий Барков | Фото: dubikvit.livejournal.com
Оба фильма режиссер Владимир Алеников снимал на Одесской киностудии по заказу Гостелерадио СССР. Отснятый материал нужно было сдавать для утверждения в московское телевизионное объединение «Экран», директором которого был Борис Хессин. От его оценки зависела судьба фильма. Когда Алеников принес туда свои работы, он получил категоричный ответ: «Эти фильмы в эфир никогда не выйдут! Это не пионерская музыка и не пионерская (!) пластика! Этого мы никогда, вы слышите, товарищ Алеников, НИКОГДА пропагандировать не будем! Это не советские фильмы. Это какие-то сплошные американизмы!».

Тот самый кадр, в котором цензура усмотрела *эротику* | Фото: odessa-life.od.ua
Музыку для фильмов написала молодой композитор Татьяна Островская, и ее композиции действительно звучали современно и сильно отличались от известных пионерских песен, хотя влияние Запада там на самом деле разглядеть было достаточно сложно. В фильмах даже усмотрели сатиру на социалистическое общество и даже… эротику! (В сцене, где девочки в купальниках плавают на надувных матрасах в бассейне). В результате оба фильма отправили «на полку».

Главные герои фильма *Приключения Петрова и Васечкина* | Фото: kino-teatr.ru
В защиту режиссера выступили многие деятели искусства: Сергей Михалков утверждал, что в текстах песен нет никакой антисоветчины, Наталья Сац и Анатолий Алексин тоже пытались помочь режиссеру. Даже в Академии педагогических наук и в Институте художественного воспитания АН СССР подтвердили, что эти фильмы могут быть полезны подрастающему поколению, разговаривать с которым нужно на понятном для него современном языке. Сам Алеников писал письма в отдел культуры ЦК. Однако долгое время все усилия были напрасными.

Инга Ильм в роли Маши Старцевой | Фото: nastroenie.tv

Кадр из фильма *Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные*, 1984 | Фото: vokrug.tv
Пытаясь отстоять свои фильмы, Алеников напомнил председателю Гостелерадио Сергею Лапину тот факт, что его фильмы получили главный приз на кинофестивале в Испании и другие международные награды. В ответ на это он услышал: «Вы, голубчик, если уж сняли плохие фильмы, так, по крайней мере, имейте мужество отвечать за них. А на Запад нам тут кивать нечего! У нас своя голова на плечах. Чем-то вы их там потрафили, если уж они вам призы дают за эти ваши так называемые произведения… Это ужасные фильмы. Просто очень плохие! У вас, Владимир Михайлович, простите, есть какая-нибудь другая профессия? Я бы вам искренне посоветовал переменить профессию! Подумайте об этом. И уж, во всяком случае, не связывайте свои творческие планы с Гостелерадио. У нас с вами вряд ли что получится в будущем». При этом режиссеру так и не объяснили, чем же так плохи его фильмы. Как позже выяснилось, Лапин их даже не смотрел!

Кадр из фильма *Каникулы Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные*, 1984 | Фото: vokrug.tv
Режиссер решил во что бы то ни стало отвоевать право своих фильмов на выход в прокат, даже если придется обращаться в самые высокие инстанции. Отчаявшись, он обратился к дочери самого Андропова, которая работала в журнале «Музыкальная жизнь». Она пообещала ему найти время посмотреть его фильмы. Алеников тут же заказал просмотровый зал на студии «для семьи Андроповых». И несмотря на то, что в назначенный день дочь Андропова так и не нашла времени приехать, этого оказалось достаточно для того, чтобы с фильмов наконец сняли запрет и даже присвоили им первую категорию!

Главные герои фильма *Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/090919/44101/

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.