Categories:

Откуда у испанцев появился пышный кружевной воротник и зачем был нужен

Мода – очень странная штука, особенно в области одежды. Иногда какая-то вещь не меняется веками. В других случаях она видоизменяется всего за пару лет. Одним из самых странных предметов европейского гардероба можно считать пышные кружевные воротники, которые носили знатные особы во время Ренессанса. Особенно интересен воротник в свете того, что он не выглядит вещью хоть сколь-нибудь удобной.

Мода – очень странная штука, особенно в области одежды. Иногда какая-то вещь не меняется веками. В других случаях она видоизменяется всего за пару лет. Одним из самых странных предметов европейского гардероба можно считать пышные кружевные воротники, которые носили знатные особы во время Ренессанса. Особенно интересен воротник в свете того, что он не выглядит вещью хоть сколь-нибудь удобной.

Главный атрибут знати в одежде. |Фото: puzzleit.ru.

Наверняка каждый видел на старинных картинах знатных особ с огромными кружевными воротниками. При этом далеко не каждый знает, как он называется это произведение портных эпохи Ренессанса. Подобный воротник принято называть «раф». В истории моды также принято еще одно название – «мельничный жернов».

Появился раф приблизительно в начале XVI столетия в Испании. Популярная легенда гласит (не более, чем легенда), что такой воротник был придуман одной из видных испанских дворянок, которая была обладательницей очень некрасивой шеи. В действительности раф очень долго эволюционировал от небольшого кружевного воротничка до чудовищного нагромождения ткани. Это хорошо видно на портретах той эпохи.

Выглядит интересно. |Фото: kulturologia.ru.

Поначалу «мельничный жернов» имел очень скромные габариты. Примечательно, что с самого начала носили его как мужчины, так и женщины. Однако, уже к 1560-м годам раф значительно прибавил в диаметре, а спустя еще десять лет серьезно увеличился в толщине. Если посмотреть на все те же портреты, то может сложиться впечатление, что придворные вельможи год от года упражнялись увеличении рафа.

Носили все. |Фото: liveinternet.ru.

Интересный факт: после того, как «мельничный жернов» стал действительно большим, его принялись активно пудрить и крахмалить. Дело это было не из простых, а потому в городах стали появляться целые мастерские, занимавшиеся уходом за воротниками.

Куда больше безумных версий и соответственно споров плодит утилитарный функционал рафа. Защита от блох и вшей, сокрытие сифилиса, грязной шеи. Некоторые даже утверждают, что раф работал в качестве вентилятора, помогая скрывать запах пота. Все эти версии абсолютно не состоятельны, хотя бы потому, что еще задолго до XVI века в европейских городах строилось огромное количество бань и цирюлен. Чистоплотность всегда была отличительной чертой состоятельного человека и в особенности знатного. Стереотип о «немытой Европе» в лучшем случае актуален для Раннего Средневековья, которое хронологически стоит от момента создания рафа на несколько столетий.

Примечание: обсуждать версии про сифилис даже нет нужды. Неужели весь испанский двор был болен? (вопрос риторический).

Запретил воротники Филипп IV. ¦Фото: redsearch.org.

Была ли у «мельничного жернова» прикладная функция? Скорее всего нет. В ту эпоху мода очень часто задавалась видными придворными деятелями, а также фаворитками правителей. Не исключено, что и раф появился на свет с подачи одной из тогдашних «звезд» испанского двора. Определенно, такой воротник имеет лишь декоративную функцию. В пользу этой версии говорит еще и то, что раф из гардероба знати в Испании исчез почти также легко, как и появился. Диковинный воротник запретил уже в XVII веке король Испании Филипп IV.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.